Легенды Нартского эпоса. «Священный котел нартов»
Когда-то давным-давно боги наградили богатырей-нартов священным сосудом, который всегда чудесным образом был полон еды. Котел располагался между двух высоких скал и был таким огромным, что вмещал в себя воду семи озер. Из котла кормился весь нартский народ – сытое население благоденствовало, Кавказ благоухал изобилием.
Нарты были людьми невиданной силы и храбрости, никогда не боялись врагов. И только страх перед злым и коварным божеством Пако – покровителем природных стихий – молний, грома, гроз и ветра – заставлял нартов преклоняться перед ним и унижаться. Дабы смягчить его гнев нарты преподносили ему самое лучшее, что у них было. А за любое непослушание Пако уносил огонь из священного очага и напускал на землю холод.
Это не нравилось молодому и отважному нарту Орземэджу, который пригрозил Пако, что расквитается с ним. Пако рассвирепел от таких угроз и стал мстить нартскому племени: запретил литься дождям и заставил горячие лучи солнца иссушить землю Кавказа: увяла вся зелень, с деревьев осыпалась листва, скот и звери вымирали, женщины перестали рожать. Опустел и священный котел нартов – наступил голод.
Нарты обвинили Орземэджа в том, что он своим протестом против Пако обрек их на голод и несчастья, и вынесли ему приговор: «Ты виновен и заслуживаешь смерти». Смелый воин ответил: «Смерть не страшна нарту, но сначала я убью козлинобородого и освобожу свой род».
По его просьбе нарты зарядили свою самую большую пушку и Орземэдж залез на нее. От выстрела содрогнулись огромные горы, и нартский витязь, размахивая кинжалом, залетел в дом Пако на небесах и убил его. В тот же миг ударила молния, выпущенная предсмертным гневом Пако, прогремел страшный гром, и на выжженную землю хлынул благодатный дождь. Умирающие леса и поля омыла вода, мир снова стал цветущим, земля обрела прежнюю плодородность. А молния попала во вкопанный в землю между гор остывший нартский котел, который вновь закипел без огня. Несчастье ушло от людей, вернулась прежняя богатая и изобильная жизнь.
Прошли столетия, но священный котел кипит и бурлит до сих пор в память о победе нартского юноши Орземэджа над Пако. Позже от тяжести котел провалился глубоко под землю, его накрыла зелень цветущих лугов и лесов. Но по сей день из горных расщелин бьют горячие струи священного котла нартов, исцеляя и ныне живущие поколения людей своей живительной божественной силой.
* Нартские предания – сказания о происхождении и приключениях богатырей-нартов – отразили целый мир взглядов и представлений людей, населявших Кавказ. В них народ не только выразил свои идеалы, но и изобразил самого себя. Эпос начал создаваться в VIII—VII вв. до нашей эры и передавался из уст в уста в течение долгого времени. Существует и по сей день уже в письменных вариантах. Нартский эпос –– трактует эту легенду по-разному у осетинских и абхазо-адыгских народов.
Наша легенда – художественное переложение предания одного из вариантов Нартского эпоса (перевод с адыгского языка кабардинского наречия).
** В 1982 году на раскопках Ульского кургана в Адыгее самой крупной находкой стал бронзовый котел, датируемый VI–V вв. до нашей эры, – высотой около 80 см, диаметром около 1 м, весом около 300 кг. Эта находка подтверждает легенду эпоса о наличии священного котла у народов, живущих ранее на Кавказе, и очевидно, что в нем готовили еду для всего племени. Найденный котел долгое время хранился в Государственном музее искусств народов Востока в Москве, теперь же его вернули на родную адыгскую землю – в постоянную экспозицию Северокавказского филиала музея в Майкопе, где и вы тоже сможете его увидеть.
*** В статье использованы репродукции иллюстраций Феликса Петуваша – Заслуженного художника России, Народного художника Республики Адыгея.